Формирование письменной речи у учащихся первых классов
(рекомендации
для учителей начальных классов)
Основные показатели сформированности фонематического слуха
и восприятия у первоклассников.
Ошибки, свидетельствующие о нарушении фонематического
слуха и восприятия:
• замена звонких и
глухих согласных;
•
замена твердых и мягких согласных;
• пропуски
гласных, согласных букв;
• пропуски слогов;
• перестановки букв,
слогов;
• недописывание
слова;
• несоблюдение границ предложений.
Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия
детей.
1. Опора на тактильные ощущения при анализе
звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При
произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание
голосовых связок.
2. Систематическое повторение слоговых
цепочек: да-та-да, та-та-да.
3. Использование графических обозначений
звуков:
звонкий ~ глухой
— (голосовые связки не дрожат).
4. Определение места звука в слове:
подчеркни, назови, напиши (начало, середина,
конец)
Выполнение
позиционного анализа: между, после, перед
каким звуком стоит за
данный звук в слове.
данный звук в слове.
5. Перечисление всех звуков по
порядку, определение количества звуков в слове.
Звукобуквенный
анализ слов
6. Придумывание слова по заданной схеме.
6. Придумывание слова по заданной схеме.
7. Придумывание слова из четырех
звуков, со звуком [р].
Развитие двигательного анализатора
Важен показатель развития мелкой
моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая
картина:
— дрожащие линии;
— колебание наклона и высоты букв;
— быстрое наступление мышечного утомления;
— небрежное
выполнение письменных работ.
1. Пальчиковые упражнения
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Раз
кружок, два кружок —
Сосчитай-ка
их, дружок.
2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак — ребро — ладонь»
Выполняется
сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Повторять
8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении дети могут
помочь себе командами «кулак — ребро — ладонь», произнося их вслух или про
себя.
3. Упражнения с бумагой
С
помощью метода « обрывания » сделать письменную строчную букву о, а, у, и, ы
и т.д.
4. Выкладывание букв из подручного материала
Раздаются
листы бархатной бумаги и ниточки. Дети должны выложить ниточкой прописную
букву Л, после чего предложить им превратить эту букву в прописную
букву А.
Развитие речедвигательного анализатора
Если у ребенка в речи имеются нарушения произношения, они могут отразиться на письме.
Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое
дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу».
Недостатки
произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются
нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических
представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после
того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина — при внутреннем
проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора
1. Контроль за правильным произношением звуков
С целью предупреждения выше перечисленного следует
обращать внимание детей на произнесение того или иного звука.
Звук [р]:
— губы -
полураскрыты;
— зубы - щель;
— язык (кончик) — дрожит;
— воздушная струя — прерывистая;
— голос —
звенит.
Предлагается прочитать текст скороговорки, определить, какой звук чаще всего повторяется, проанализировать звуки по предложенному плану (см. звук [р]).
Предлагается прочитать текст скороговорки, определить, какой звук чаще всего повторяется, проанализировать звуки по предложенному плану (см. звук [р]).
Звуки [т] — [д]
Толст тот, кто ест торт.
Дарья дарит Дине дыни.
Звуки [с] — [ц]
Свиристель свиристит свирелью.
Около колодца кольцо не найдется.
Звуки [ш] — [щ]
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Волки рыщут, пищу ищут.
Звуки [о] — [у]
На заре озеро порозовело.
Ежу на ужин жук не нужен.
Звуки [л] — [р]
Съел Слава сало, да сала было мало.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Звуки [з] — [ж]
Идет козел с козой, а коза идет с косой.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
2. Развитие движений
губ, языка, щек
Предлагается выполнить традиционные логопедические
упражнения для языка: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Чашечка» и
др.
3. Скороговорки,
чистоговорки
4. Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи
воздуха
• «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой
дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе, ладони.
• «Болтушка».
Набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к
верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу.
Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.
• «Сигнал». Набрав в
легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с
включением голоса.
• Надувание
воздушных шариков.
• Сдувать с носа
кусочек бумаги.
• Дуть через
соломинку.
• Сдувать с ладошки лист бумаги.
5. Закрепление произношения звуков в словах, предложениях,
стихах
Родители должны следить за правильным произношением звуков
речи у детей, используя разный речевой материал. Например, звук [р] в словах дыра,
нора, кора, горы, дыры, перо, в предложениях: крепкая дыра. Глубокая
нора. Старая кора. Высокие горы, в стихах, скороговорках, связной речи: Труба
трубит, труба поет, Трубач по городу идет.
Предлагается прочитать текст скороговорки,
определить, какой звук чаще всего повторяется, проанализировать звуки по
предложенному плану (см. звук [р]).
Комментариев нет:
Отправить комментарий