Для учителей

Формирование письменной речи у учащихся первых классов
(рекомендации для учителей начальных классов)
Основные показатели сформированности фонематического слуха и восприятия у  первоклассников.
Ошибки, свидетельствующие о наруше­нии фонематического слуха и восприятия:
•  замена звонких и глухих согласных;
•  замена твердых и мягких согласных;
•  пропуски гласных,  со­гласных букв;
•  пропуски слогов;
•  перестановки букв, слогов;
•  недописывание слова;
•  несоблюдение   границ предложений.
Рекомендации по развитию фонематического слуха и вос­приятия детей.
1.  Опора на тактильные ощущения при анализе зву­ков: предложите ребенку по­ставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звон­кого звука рука на горле дол­жна ощущать вибрацию, дро­жание голосовых связок.
2.  Систематическое повто­рение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.
3.  Использование графи­ческих обозначений звуков:
звонкий ~ глухой — (голо­совые связки не дрожат).
4.   Определение места зву­ка в слове: подчеркни, назови, напиши (начало, середина, конец)
Выполнение позицион­ного анализа: между, после, перед каким звуком стоит за­
данный звук в слове.
5.   Перечисление всех зву­ков по порядку, определение количества звуков в слове.
Звукобуквенный анализ слов
6.  Придумывание слова по заданной схеме.
7.   Придумывание слова из четырех звуков, со звуком [р].
Развитие двигательного анализатора
Важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тет­радях детей наблюдается сле­дующая картина:
дрожащие линии;
колебание наклона и высо­ты букв;
быстрое наступление мы­шечного утомления;
небрежное   выполнение письменных работ.
1. Пальчиковые упражнения
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Раз кружок, два кружок —
Сосчитай-ка их, дружок.
2.  Упражнение на межполушарное  взаимодействие «Кулак — ребро — ладонь»
Выполняется сначала пра­вой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вмес­те. Повторять 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении дети могут помочь себе коман­дами «кулак — ребро — ла­донь», произнося их вслух или про себя.
3.  Упражнения с бумагой
С помощью метода « обрывания » сделать письменную строчную букву о, а, у, и, ы и т.д.
4.  Выкладывание букв из подручного материала
Раздаются лис­ты бархатной бумаги и ниточ­ки. Дети должны выложить ниточкой прописную букву Л, после чего предложить им превратить эту букву в про­писную букву А.
Развитие речедвигательного анали­затора
Если у ребенка в речи име­ются  нару­шения произношения, они могут  отразиться на письме.
Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произноше­ние, фиксирует его на пись­ме: «Как говорю, так и пишу».
Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровож­даются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение зву­ков в устной речи устранены. Причина — при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артику­ляцию звуков.
Рекомендации по разви­тию речедвигательного ана­лизатора
1. Контроль за правильным произношением звуков
С целью предупреждения выше перечисленного следу­ет обращать внимание детей на произнесение того или ино­го звука.
Звук [р]:
губы - полураскрыты;
зубы - щель;
язык (кончик) — дрожит;
воздушная струя — преры­вистая;
голос — звенит.
Предлагается прочи­тать текст скороговорки, оп­ределить, какой звук чаще всего повторяется, проанали­зировать звуки по предложен­ному плану (см. звук [р]).
Звуки [т] — [д]
Толст тот, кто ест торт.
Дарья дарит Дине дыни.
Звуки [с] — [ц]
Свиристель свиристит сви­релью.
Около колодца кольцо не найдется.
Звуки [ш] — [щ]
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Волки рыщут, пищу ищут.
Звуки [о] — [у]
На заре озеро порозовело.
Ежу на ужин жук не ну­жен.
Звуки [л] — [р]
Съел Слава сало, да сала было мало.
Три сороки-тараторки тара­торили на горке.
Звуки [з] — [ж]
Идет козел с козой, а коза идет с косой.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
2.  Развитие движений губ, языка, щек
Предлагается выполнить традиционные ло­гопедические упражнения для языка: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Ка­чели», «Чашечка» и др.
3.  Скороговорки, чистоговорки
4. Упражнения для форми­рования напора выдыхаемой струи воздуха
• «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с си­лой дуть через вытянутые впе­ред трубочкой губы на ватку, лежащую на столе, ладони.
•   «Болтушка». Набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, под­нятым к верхней губе, произ­водить движения вперед-на­зад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.
•  «Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух вы­дувать с включением голоса.
•  Надувание воздушных шариков.
•  Сдувать с носа кусочек бумаги.
•  Дуть через соломинку.
• Сдувать с ладошки лист бумаги.
5. Закрепление произноше­ния звуков в словах, предло­жениях, стихах
Родители должны следить за правильным произношени­ем звуков речи у детей, исполь­зуя разный речевой материал. Например, звук [р] в словах дыра, нора, кора, горы, дыры, перо, в предложениях: крепкая дыра. Глубокая нора. Старая кора. Высокие горы, в стихах, скороговорках, связной речи: Труба трубит, труба поет, Трубач по городу идет.
Предлагается прочи­тать текст скороговорки, оп­ределить, какой звук чаще всего повторяется, проанали­зировать звуки по предложен­ному плану (см. звук [р]).

Комментариев нет:

Отправить комментарий